Почтовая марка "Космическая ракета в момент сближения с Луной" (2851)

Создано: Ср, 06/10/2010 - 19:07, автор: Гость

 

Космическая ракета в момент сближения с Луной

 

Номер по каталогу Соловьева 2851
Номер по каталогу Загорского Стандарт-Коллекция 2752
Номер по каталогу Скотта 2728
Цена чистой почтовой марки, руб.  20
Цена гашеной почтовой марки, руб. 1-3

Дата выпуска: 2 апреля 1963 года

Название серии: "Советская АМС Луна-4"

Художник: И. Левин

Печать: глубокая

Зубцовка: гребенчатая 12:12,5

Цвет: красная, черная, голубая

Тираж:  4500 тыс.

Другие марки этой серии:

Космическая ракета в момент сближения с Луной (2850) (беззубцовая)

Космическая ракета в момент сближения с Луной (2851)

 

Коментарий:

Обе почтовые марки этой серии были выпущены день в день с событием, отраженным на этих почтовых марках. Точнее день в день с запуском автоматической межпланетной станции Е-6№4, которая впоследствии получила название "Луна-4". Предистория разработки этой лунной станции приведена в комментарии к предыдущей почтовой марке 2850.

Итак, на втором этапе лунной программы СССР предполагалось разработать, изготовить и запустить автоматическую межпланетную станцию, которая должна была бы осуществить мягкую посадку на Луну.

Аппараты этой серии получили индекс "Е-6". Непосредственная работа над этой серией началась в 1960 году, проработана станция была к 1961 году, а в 1962 ЦК КПСС вынес постановление о создании такой станции и указал срок запуска - 1963 год. Разрабатывалась серия "Е-6" под руководством Сергея Павловича Королева в его ОКБ-1.

Согласно проекту, автоматическая лунная станция «Е-6» состояла из корректирующей тормозной двигательной установки, герметичного отсека системы управления, отсека системы астроориентации и отсека радиоизмерений, сбрасываемых перед непосредственно торможением (чтобы тормозить меньшую массу) и собственно самой  автоматической лунной станции (АЛС).

Луна-4

Так как было очень важно правильно сориентировать станцию в момент работы тормозной установки, на ней (в отсеке астроориентации) были установлены 2 датчика Солнца, 2 датчика Луны и 1 датчик Земли. В качестве источников питания в те времена применялись только аккумуляторы. Корректирующая тормозная двигательная установка была необходима во-первых для коррекции траектории при полете к Луне, а во-вторых - для погашения достаточно большой скорости станции непосредственно перед ее посадкой. Посадка должна была быть мягкой, то есть скорость прилунения не должна была превышать десятка метров в секунду. Напомню, что предыдущая лунная станция "Луна-2", доставившая на Луну вымпелы СССР, осуществляла прилунение на скорости 3 км /с. Весила тормозная двигательная установка 140 кг, запас топлива для маневров составлял 773 кг. Общий вес "Луны-4" был около 1422 кг. 

Главной "деталью" являлась сама автоматическая лунная станция, представшая собой герметичную сферу. Внутри этого приборного контейнера были размещены системы автоматики и управления, химическая батарея и научные приборы. С внешней стороны была установлена телекамера - основной элемент станции. Эта верхняя полусфера АЛС закрывалась четырьмя лепестковыми антеннами, которые раскрывались только после посадки. Для мягкого прилунения применялись два надувных резиновых баллона, которые надувались непосредственно перед прилунением и затем через какое-то время отстреливались.

Для запуска станций использовалась 4-ступенчатая ракета-носитель «Молния» (8К78), которая выводила на опорную орбиту саму станцию вместе с разгонным блоком «Л» (4-я ступень). Сначала ракета доставляла станцию на околоземную орбиту. После нескольких витков включался разгонный блок, который выводил станцию на траекторию полёта к Луне, затем отделялся и через какое-то время сгорал в земной атмосфере.  По пути к Луне проводилась коррекция траектории полёта. На расстоянии около 250 тыс. км от Земли производилась ориентация на Солнце, Луну и Землю, углы ориентации передавались в центр управления полетом и там обрабатывались, затем на борт станции передавались уставки для коррекции траектории. После коррекции станция раскручивалась, чтобы равномерно нагреваться от солнечных лучей.

В 1962 году в ОКБ-1 было начато строительство четырех станций "Е-6". Станция Е-6 №1 была макетно-отработочная, ее в космос не запускали.
 
Станция
Е-6 №2 была изготовлена в декабре 1962 года, стартовала 4 января 1963 года и была успешно выведена на околоземную орбиту. Но двигатель разгонного блока «Л» не запустился, и старт в сторону Луны не состоялся. Через некоторое время станция и блок сгорели в атмосфере.
 
Станция
Е-6 №3 стартовала 3 февраля 1963 года. Из-за ошибки в работе 3 ступени станция на орбиту не вышла и упала возле Гавайских островов.
 
И наконец станция
Е-6 №4 стартовала 2 апреля 1963 года, была выведена на околоземную орбиту с параметрами: апогей - 182 км, перигей - 167 км, период обращения - 87,98 минут. После того как успешно отработал разгонный блок "Л" и станция вышла на траекторию полёта к Луне, ей присвоили название «Луна-4». Однако из-за отказа системы астронавигации не удалось выполнить коррекцию траектории  и 6 апреля 1963 станция прошла на расстоянии 8 500 км от поверхности Луны и, облетев Луну, вернулась к Земле.

По сути задача автоматической лунной станции "Луна-4" выполнена не была, однако все же почтовую марку (даже две - зубцованную и беззубцовую) этому событию посвятили. "Луна-4" стала второй "номерной" станцией после "Луны-1", которая не выполнила свою миссию. Напомню, что "Луна-1" должна была "попасть в Луну", однако пролетела мимо и стала первым искусственным спутником Солнца.

На этом описание лунной программы временно заканчивается, хотя есть очень много интересного, что хотелось бы рассказать, но ожидается продолжение в описании многочисленных последующих почтовых марок, которые будут посвящены полету станций серии "Луна".

<< предыдущая марка следующая марка>>